
Компания GSC Game World официально опровергла вчерашние сообщения о том, что права на игровой сериал S.T.A.L.K.E.R. были проданы немецкому издательству bitComposer.
«В свете появившихся в прессе слухов, мы считаем необходимым заявить, что всеми правами на игровую серию и бренд S.T.A.L.K.E.R. по-прежнему владеют GSC Game World и Сергей Григорович, — говорится в опубликованном в интернете заявлении, — Время от времени в сети появляются новости о продаже S.T.A.L.K.E.R. той или иной компании. Мы виним в этом исключительную популярность бренда. Даже покупка мелким европейским издательством прав на создание игры по мотивам романа «Пикник на обочине» пытаются представить как начало работ над продолжением S.T.A.L.K.E.R».
Напомним, что вчера немецкая компания bitComposer распространила пресс-релиз, в котором утверждала, что успела приобрести у недавно скончавшегося писателя Бориса Стругацкого права на создание игр во вселенной S.T.A.L.K.E.R. Проблема была лишь в том, что эти права Стругацкому не принадлежали и принадлежать не могли. Также пикантности ситуации придавало и то, что bitComposer выступала в качестве распространителя «Зова Припяти», последнего дополнения к игре. Кстати, киевляне в своем сегодняшнем заявлении припомнили и этот эпизод, высказав сомнения в успехе нового проекта bitComposer и крайне прозрачно намекнув, что те по результатам сотрудничества еще и остались должны GSC денег.
- Спойлер:
- Пару дней назад в редакцию пришел сюрреалистический пресс-релиз: скромная немецкая компания bitComposer объявила «о приобретении эксклюзивных прав на создание компьютерных игр на основе известного бренда S.T.A.L.K.E.R». Неравнодушные к судьбе знаменитого постапокалиптического шутера пришли в восторг. Дальше события развивались бурно: меньше чем за сутки мы прошли через все пять стадий принятия неизбежного — S.T.A.L.K.E.R. 2 воскресла из пепла и снова умерла у нас на глазах.
Факт заключения сделки подразумевает, что популярная серия будет пополняться новыми играми. Член совета директоров bitComposer Entertainment AG, Штефан Вейл, прокомментировал это следующим образом: «Приобретение прав на использование бренда S.T.AL.K.E.R. позволит компании начать действовать в сегменте продуктов класса ААА и знаменует новый этап в ее истории. Выражаем благодарность Борису Натановичу Стругацкому за оказанное доверие».
Согласитесь, есть повод озадаченно почесать затылок. Судьба бренда и вселенной S.T.A.L.K.E.R. находится в подвешенном состоянии уже год. В декабре 2011-го, основатель и владелец компании GSC Game World, Сергей Григорович, неожиданно объявил о том, что все работы над второй частью игры прекращаются, и распустил команду разработчиков. Те вскоре основали собственную студию и теперь работают над идейной преемницей S.T.A.L.K.E.R. — условно-бесплатной игрой Survarium. Однако права на название, вселенную и сопутствующую атрибутику остаются у Григоровича. Мелькнул слух, будто их купила Bethesda, но его быстро опровергли. Понятно, что новость bitComposer вызвала оторопь: неужели Григорович решился отдать бренд на сторону? Однако первоначальное оцепенение быстро прошло, и началась вторая стадия…
Вопросы обрушились на PR-менеджеров bitComposer стремительным домкратом. Журналисты быстро нашли в пресс-релизе занятные неточности. Во-первых, Борис Натанович скончался без малого месяц назад, от этого обращенные к нему слова благодарности выглядели дико. Во-вторых, братья Стругацкие имеют опосредованное отношение к игре GSC. Изначально действие S.T.A.L.K.E.R. действительно было тесно связано с «Пикником на обочине», но ближе к релизу от оригинального произведения остались лишь сталкеры, Зона, артефакты и ряд терминов. К тому же, элементарная проверка фактов выявила, что правами на S.T.A.L.K.E.R. владеет все-таки Григорович.
Выходило, что некий зарубежный издатель выкупил у мертвого российского писателя права на интеллектуальную собственность, которой тот не владел. Раздражение игроков и недоумение прессы только усиливалось при взгляде на послужной список bitComposer: самой громкой игрой, которую издавала эта компания, оказалась Jagged Alliance: Crossfire. Помимо нее, немцы выпустили такие малоизвестные «шедевры» как FIT FOR FUN, Wildlife Park 3 и интерактивную версию немецкого телешоу Schlag den Raab. После того, как мы попросили представителей bitComposer хоть что-нибудь разъяснить, начались...
Мы долго выпытывали у издателей, что же они, в конце-то концов, купили у Стругацкого? Наиболее конкретная формулировка, которой удалось добиться: «мы приобрели лицензию на «Сталкер», а вот написание может быть любым». Либо представители bitComposer не имеют ни малейшего представления о патентном законодательстве, либо здесь кроется что-то еще. В апреле этого года Борис Стругацкий отстоял право на использование товарного знака «Сталкер». Логично предположить, что bitComposer приобрели права на создание игр по мотивам «Пикника на обочине», но в компании эту информацию опровергли. При чем здесь игры GSC — все еще было непонятно. Представительница немецкой компании упомянула в разговоре некие суды за право использования товарного знака, которые Григорович якобы проиграл. Однако копий соответствующих решений в bitComposer предъявить не смогли. Вместо этого нас отправили за комментариями к самому Григоровичу. Но уже на следующий день на официальном сайте украинской компании появилось опровержение, от которого у многих случилась...«Всеми правами на игровую серию и бренд S.T.A.L.K.E.R. по-прежнему владеют GSC Game World и Сергей Григорович… Время от времени в сети появляются новости о продаже S.T.A.L.K.E.R. той или иной компании. Мы виним в этом исключительную популярность бренда. Даже покупку мелким издательством прав на создание игры по мотивам романа «Пикник на обочине» пытаются представить как начало работ над продолжением S.T.A.L.K.E.R». В общем, судьба второй части игры про Чернобыль и Зону остается неопределенной, перезапуск не состоится, собака все еще пребывает на сене. Остается только...
По всему получается, что bitComposer купили права на торговый знак «Сталкер», и теперь могут выпускать игры, в названии которых есть это слово. Другое дело, что никакого отношения к Стрелку и Зоне эти проекты, скорее всего, иметь не будут. К книге Стругацких, по-видимому, тоже, поскольку права на «Пикник на обочине» приобретены не были. Как метко выразился блогер Сергей Галенкин, это то же самое, что купить Дарта Вейдера, но не купить «Звездные войны».
В сети бурно обсуждается вопрос — была ли эта история пиар-ходом для привлечения внимания к неанонсированному проекту? Не исключено, но ситуация больше похожа на правовую неловкость, которая по уровню шума и нелепости напоминает недавнюю историю, когда правительство Украины заключило газовый контракт на миллиард долларов со случайным человеком. Что из всего этого выйдет, мы, похоже, узнаем не раньше следующей недели: представители bitComposer обещали-таки ответить на вопросы прессы.